Screenshot_2

Сегодня наш разговор вновь пойдет о текстурных картах 3ds Max и Vray. И на сей раз я расскажу об Opacity Map.

 

Что такое  карта прозрачности (Opacity Map)?

Opacity Map — это черно-белая карта (вместо черного можно использовать альфа-канал), служащая для создания выборочной прозрачности материала. Дословно можно перевести как: карта непрозрачности, однако нередко применяют термин — «Карта прозрачности». Данная карта широко применяется при моделировании растительности, решетчатых поверхностей, снежинок и других объектов, моделирование  геометрии которых не рационально. Например  воссоздание геометрии каждой травинки для компьютерной игры даже при сегодняшнем развитии технология является едва ли возможным, и на это есть две причины:

  • Высочайшие трудозатраты. Гораздо проще и быстрее создать текстуру из фотографии травинки, нежели полностью эту травинку моделировать.
  • Повышение потребляемого ресурса. Чтобы визуализировать поляну, на которой все цветы и трава созданы геометрией, потребуется огромное количество ресурсов процессора и оперативной памяти, не говоря о рендеринге в реальном времению

Так при создании игры «The Witcher» 2007 года, разработчики использовали текстурные карты для воссоздания травы и многих других объектов:

Карта прозрачности Vray. The Witcher

Такой подход используется не только в играх. Вот к примеру одна из моих 3d работ:

Карта прозрачности Vray. Растительность
Вся растительность здесь также воссоздана при помощи карт непрозрачности.
Вот как оно выглядело в окне проекции:
Карта прозрачности Vray. Растительность

Как работать с картой прозрачности?

Итак, теперь переходим к самому интересному — к практике.
Софт: 3ds Max 2012 + Vray.

В качестве примера, мы с вами, используя  Opacity Map займемся моделированием сетки рабицы.
И так, создание геометрии ограничится лишь одним объектом — «Plane», состоящим из одного полигона.
Назначим этому плейну материал VrayMtl с диффузной картой рабицы (основная тексура).
Естественно, если визуализировать сцену сейчас, то  никакой прозрачности мы не увидим:

 

Карта прозрачности Vray. Сетка рабица

 

Поэтому приступим к настройкам материала vrayMtl.
В качестве карты непрозрачности будем использовать текстуру рабицы с альфа-каналом.
Назначим ее слоту — «Opacity» в свитке «Maps».
Для слота «Bump» назначим ту же карту, что и для Diffuse cj pyfxtybtv — 150.

Карта прозрачности Vray. Сетка рабица

Цвет для отражений(Reflect) выберем темно серый, а значение Relf. glossines понизим до 0,75.

Карта прозрачности Vray. Сетка рабицаТаким образом мы получаем модель сетки рабицы, состоящую лишь из одного полигона.
Отдельно стоит упомянуть о тенях: для того чтобы объект отбрасывал тени согласно карте прозрачности, нужен сильный направленный источник света. Например Vray Light. При этом масштаб стены должен соответствовать реальному. Также нужно учитывать, что на тени влияет размер и удаление от освещаемого объекта ИС VrayLight, то есть чем меньше источник света и чем дальше он находится, тем более резкие мы получим тени.
Вот пример:
Плейн с материалом рабицы — 130смх100см,
ИС — 10смх10см
Расстояние между ИС и объектом примерно 1000см
GI включено.