Заставка GIMP 2.8Что всплывает у нас в голове, когда затрагивается тема графических редакторов? — Безусловно большинство видят перед глазами пресловутые буквы «PS»… Даже процесс редактирования изображений в народе обрело понятие «отфотошопить». Да, парни из Adobe Systems создали отличный продукт для редактирования графики, я бы даже сказал что PS лучший в своем сегменте, но к сожалению такая игрушка по карману далеко не каждому. А времена торрент-халявы постепенно уходят в небытие, что по правде говоря есть хорошо (хотя тут не все со мной согласятся).

Так вот, представляю Вашему вниманию детальный обзор бесплатного графического редактора GIMP (GNU Image Manipulation Program). Данный редактор конечно во многом уступает вышеупомянутому, но открытый исходный код и свободная лицензия делают GIMP лучшей альтернативой фотошопу.
Я не стану копать глубоко в историю, скажу только то, что проект основан в 1995 году небольшой группой разработчиков, а уже в 97 году ГИМП стал частью проекта GNU.
В этой же статье я расскажу обо всех, ну или почти всех особенностях и возможностях данного редактора. Актуальной на данный момент является версия 2.8.6, хотя многие по-прежнему используют GIMP 2.6. Мы же рассмотрим версию 2.8.6. Итак, начнем!

Поддерживаемые расширения
Первым пунктом я выделил поддерживаемые форматы, так как прежде чем начать работу в каком-либо редакторе хочется знать чем этот редактор можно «кормить».
У GIMP рацион скажу я Вам не слабый. Помимо родного XCF он поддерживает, большинство существующих графических расширений, начиная от распространенных JPEG, PNG, GIF, BMP, заканчивая экзотическими TIF, PPM, XBM. Отдельно стоит отметить поддержку формата иконок ico, и «шоповского» psd.
Подробнее о форматах читайте в уроке: Переходим на GIMP: Пролог

Интерфейс
В последней версии интерфейс программы стал дружелюбнее — появился полноценный однооконный режим. Отмечу, что во всех предыдущих версиях можно было работать исключительно в многооконном режиме и надо сказать — это было не сильно удобно.
Для включения однооконного режима необходимо в раскрывающемся меню «окна» активировать соответствующую строку.
Главной особенностью интерфейса редактора является возможность его гибкой настройки. Мы можем убирать и добавлять панели с инструментами и распологать их так, как позволит наше воображение. По умолчанию же интерфейс представлен следующим образом: слева находятся инструменты рисования и редактирования такие как: кисть, выделение, ластик, градиенты, масштабирование, контуры и еще куча всего. Под инструментами можно выбрать цвета переднего и заднего плана, еще ниже параметры выбранного иструмента. Справа находится панель с несколькими вкладками: слои, каналы, контуры, история действий. Вкладки можно перемещать, а также можно убирать ненужные и в свою очередь добавлять нужные. Вверху расположена панель с различными выпадающими меню. Внизу мы можем наблюдать информацию о редактируемом изображении, также здесь можно менять масштаб изображения.
Кисти
В гимп встроен неслабый редактор кистей, с возможностью создания своих собственных и редактирования уже имеющихся кистей. С появлением версии 2.8 этот инструмент стал еще более гибким для настройки: можно менять размер кисти, жесткость краев, прозрачность, соотношение сторон, угол поворота, также есть возможность изменить динамику рисования.
Подробнее о создании и настройке кистей читайте в уроке: Переходим на GIMP: Глава 3

Слои и маски
Давно, когда я только еще начинал вникать в тему CG, я всё никак не мог понять: на кой черт все эти слои и маски… Сейчас же я не могу себе представить как можно работать с изображением не прибегая к этому инструменту. Сейчас для меня даже банальная обработка фотографии предполагает использование слоев. В общем слои и маски представляют коллосальную важность при работе с графикой и GIMP тут не подкачал, он имеет множество алгоритмов наложения масок, слоев и градиентов. Также можно изменять прозрачность слоя, включать и выключать видимость слоя, группировать слои для их совместного перемещения/масштабирования.

Работа сцветом
При создании и обработке изображений гибкие настройки цветокоррекции просто необходимы, и в гимп тут есть где разгуляться. Помимо настройки яркости и контрастности можно: настроить цветовой баланс, изменить тон/насыщенность, тонировать изображение, преобразовать изображение в двухцветное, инвертировать цвета, обесцветить изображение, добавить альфа-канал и еще добрая кипа всяческих настроек.

Фильтры
В GIMP имеется большое количество фильтров для редактирования изображений. Всяческие виды размывания, куча разного рода искажений, шум различных видов… Особое внимание стоит уделить фильтру Гимпрессионист, это даже не фильтр, а скорее редактор фильтров. Настроек в нем конечно не много, но зато имеется внушительный набор шаблонов.
О фильтрах в уроке: Переходим на GIMP: Глава 5
Расширяемость
Как было сказано в начале статьи: GIMP имеет открытый исходный код, и как следствие любой желающий может написать дополнение (плагин) для гимп под свои нужды. Естественно, для этого надо знать языки программирования. Так что если вышеперечисленного функционала Вам недостаточно, то в сети всегда можно найти множество плагинов, при помощи которых можно довести Уилбера до уровня PS.

В заключении хочется отметить что GIMP полностью совместим с графическими планшетами, что делает отличным инструментом для CG художника.