Chappie_612x380

Работы Нила Бломкампа известны если не каждому, то почти каждому. Его дебютный фильм «Район №9» вышедший в прокат в недалеком 2009 году завоевал высокие оценки как зрителей, так и критиков за свою неординарную подачу. Ценители качественных спецэффектов и хороший фантастики по достоинству оценили картину. Далее был довольно посредственный «Элизиум: Рай не на Земле», который впрочем также нашел своих почитателей.  Ну а до этого Нил работал еще над несколькими короткометражками, которые так же не остались без внимания, и в общем-то проложили режиссеру путь в большое кино.

В марте 2015 года из под пера режиссера в прокат вышло очередное детище:  «Робот по имени Чаппи» (В оригинале просто Чаппи, но российские прокатчики побоялись ассоциаций с собачим кормом видимо и обозвали фильм по-своему).
Следует сказать, что в этом фильме присутствуют наработки небезызвестной короткометражной картины “Тетра Ваал” (2004год), в которой были созданы роботы охраняющие закон в трущобах Йоханнесбурга. В ленте«Чаппи» Нил воссоздал атмосферу “Тетра Ваал” с чем явно не прогадал.

Спецэффекты киноленты «Робот по имени Чаппи» — это детище кропотливой работы под одной эгидой таких комбайнов спецэффектов как Image Engine и Weta Workshop. Такой альянс позволил добиться столь высокой реалистичности спецэффектов в фильме.

Самого робота Чаппи сыграл небезызвестный актер Шарлто Копли, знакомый нам по предыдущим картинам автора.

Как создавался Чаппи.

Концепт Чаппи

Концепт Чаппи

 

Выход в прокат «Района №9» ознаменовал старт проекта Чаппи. Сама дизайнерская работа над будущими персонажами ленты была начата еще в 2009 году компанией Weta Workshop. Завершив работу над фантастическим «Элизиумом», стартовала доработка персонажей будущей картины продолжая концепцию минифильмов «Жестянки» и «Театра Ваал».

Робот в Tetra Vaal

Робот из Tetra Vaal

Чаппи — это по сути живое, эмоциональное существо. Поэтому главной задачей дизайнеров — было научить Чаппи передавать свои эмоции посредством металлического тела, сохранив при этом вид боевой машины.
Наиболее заметной и запоминающейся особенностью в предыдущих концептах являлись стильные уши на головах двуногих роботов-скаутов. Это делало образы более живыми и яркими, поэтому дизайнеры решили перенести сей незначительный на первый взгляд элемент в «Чаппи», хотя изначально Нил был против этой идеи.

По концепции «Уши» полицейских скаутов играют роль рассеивающих тепло радиаторов и антенн. Но в случае с Чаппи, они также помогают передавать зрителю эмоции робота.
Другим «передатчиком эмоций» должен был служить жидкокристаллический дисплей, который транслировал бы смайлики, но буквально в последний момент эту концепцию изменили. ЖК-экран оставили, но выводить на него решили не смайлики, а имитацию глаз, а над дисплеем добавили нечто вроде бровей. В итоге получился довольно грозный боевой робот, способный при этом своим видом передавать человеческие эмоции. Задача была выполнена и физический прототип Чаппи благополучно запаковалии отправили в Image Engine.

Сборка прототипа

Сборка прототипа Чаппи

Обычно Weta Workshop завершив свою миссию по формированию образов персонажей, передавала эстафету Image Engine, а те в свою очередь занимались накладыванием необходимых CG спецэффектов. Однако в этот раз вся работа велась совместно.
Image Engine уже в 3d дорабатывали концепт Weta, делая робота более мобильным и подвижным. Создатели старались, добиться высочайшей правдоподобности движений скаутов и Лося. Все приводы и механизмы должны были соответствовать реальности, у зрителя не должно возникать сомнений в том, сможет ли этот робот так передвигаться или нет. Это одна из главных причин того, что концепты сперва создавались физически в Weta Workshop, и лишь потом дорабатывались в 3d компанией Image Engine.

Screenshot_6

Для производства фильма требовались персонажи Чаппи и Скаутов, имеющие разные степени повреждений. Weta Workshop и Image Engine явили в итоге около двух десятков подобных образов, каждый из которых обладал глубокой детализацией и различными окрасками. Для такого масштабного проекта были созданы несколько собственных 3d принтеров для печати мелких деталей с высокой точностью.

Съёмки.

Стоит отметить блестящую игру Шарлто Копли. Для съёмок он был облачен в серый костюм с установленными на нем маркерами и дополнительными ограничителями, для имитации движений робота.
На голове актера была установлена специальная камера для съемок робота от первого лица.

Шарлто Копли на съёмках

Шарлто Копли на съёмках

Хотя самого актера мы вроде как и не видим, его вклад в фильм трудно недооценить: так естественно передать человечность «жестянки» под силу не каждому актеру.

Предварительная подготовка.

По окончании всех съемок, специалисты из Image Engine занялись накладыванием визуальных эффектов. Главной задачей этого было то, чтобы зритель в роботе не узнал актера. Было проведено много экспериментов с визуализацией, и как это часто бывает — далеко не все попало в окончательный монтаж. В течение более двух месяцев ребята кадр за кадром «подменяли» актера компьютерным Чаппи.

Для различных мест, где персонаж находился на открытом пространстве, в обязательном порядке делались цифровые копии низкого разрешения и переводились в HDRI карты для создания правильных отражений, преломлений и т.д. В тех случаях, когда главный герой был в помещении, необходимо было по всей траектории движения подстраивать свет, согласно компьютерной визуализации Робота. Так была достигнута высочайшая правдоподобность.

HPR_0006-0110_comp_marketingFrames_native_v001_1051

Управление ресурсами.

Для имитации повреждений роботов было заранее создано несколько моделей деталей (торс, уши, руки и т.д.), которые заменяли друг друга, когда это было нужно, и несколько уровней повреждений.  Так было в случае с попаданием ракеты в чаппи. Тогда он был значительно поврежден. После он теряет руку и получает новые повреждения. Для имитации этого всего были использованы заранее подготовленные детали и элементы, подгружаемые автоматически.

“Чаппи был единойой цифровой моделью в Maya, которая имела различные уровни повреждений, — рассказывает Барри Пун, — у нас были блоки с оружием, несколько разных вариантов голов Чаппи, грудной клетки, рук, любая деталь, которые могли получить повреждения в фильме. Один большой массив с множеством настроек. Поэтому с отображением в анимации различных вариантов повреждений не было больших проблем То-же было и со светом. За правильность отображения деталей совместно работали Maya и Shotgun ”.

Ребята, работающие с Shotgun, разработали специальное ПО, чтобы заряд аккумулятора Чаппи всегда отображал верные данные (важная деталь фильма). Также это ПО контролировало верность отображения повреждений робота. При необходимости загрузки определенных сцен в кадр, программа обращалась к данным Shotgun, выбирая необходимую модель робота.
Такие изменения внешнего вида, как граффити или пятна крови делались исключительно текстурами без использования Shotgun.

chappie-intl-MOF_0114_0430_comp-1033_rgb-660x271

Анимация.

Большое внимание уделялось подготовке Копли к съемочному процессу. Подразумевалось, что робот обладал высокоуровневым искусственным интеллектом. Его поведение было почти человеческим, не таким как у Скаутов. Но одновременно с этим не должно теряться понимание того, что перед зрителем робот, а не человек. Движения робота ограничены его строением, расположением подвижных элементов и суставов. Поэтому актеру было необходимо научиться имитировать эти движения.

Кроме всего прочего робот должен выражать эмоции посредством лица. Хотя в привычном плане лица как такового не было. Были лишь металлическая дуга, имитировавшая движения бровей, подвижные уши-антенны и жк-дисплей.
Для создателей стало большой неожиданностью то, какой богатый спектр эмоций получилось передать, используя эти элементы.

Многое из мимики Шарлото было переведено в эмоции робота . Например в тех случаях, когда актер высматривал что-то и щурился, создатели персонажа имитировали движения глаз путем коротких рывков головы Чаппи.

Отдельно разработчики отмечают создание дополнительных анимированных элементов, таких как цепи. Во время съемочного процеса на актере их было лишь пара штук, но позже, при производстве их число довели до четырех. Как и в случае с элементами самого робота, цепи также были четко проработаны до мельчайших деталей, благодаря чему создается впечатление, что они настоящие.

srjwhevfw89mi29ta6vz-e1426527148612

chappie02

Создание Лося.

Хью Джекман исполнил роль австралийского ученого и злодея по совместительству — Винсента Мура. По сюжету он занимался разработкой собственного военного робота под названием «Лось», который впрочем не вызывал интереса ни у военных, ни у полицейских.

1425257466-df_14285_r

Винсент Мур в исполнении Джекмана

Weta Workshop также создала физическую модель Лося. Но в данном случае компания не получала никаких указаний по изготовлению прототипа или какие-то эскизы. Вместо этого режиссер прислал в студию готовую 3d модель прототипа.
Нил Бломкамп имеет большой опыт в 3d моделировании, поэтому нередко в свободное время он сам создавал прототипы персонажей  с просьбой доработать их и улучшить.

Предполагалось, что огромный робот будет оснащен большим количеством тяжелого вооружения. Художники из Weta ради шутки обвешали «Лося» всеми возможными видами вооружениями, пулемёты, ракеты, лазеры, в надежде что режиссёр оценит шутку и выбрав необходимый обвес остальное вычеркнет. Но Нил, на удивление художников, похвалил задумку и оставил все вооружение как есть (естественно без лазеров).
Далее в дизайн «Лося» были внесены некоторые дизайнерские изменения. Добавлена угловатость инекие хорошо узнаваемые приемы механики, после чего робот стал напоминать американский танк Абрамс.
Дизайнерские находки имели вполне реальную цель. Нужно было добиться такого эффекта, чтобы зрители действительно подумали о том, что такого монстра в реальности в скором времени могут построить военные компании вроде Boston Dynamics.

214_CHAPP2E_MOOSE_ausFIRST3_LG

Утвердив окончательный дизайн, студия начала сбор «Лося» из более, чем 10 тысяч различных эксклюзивных уретановых деталей. В процессе изготовления были задействованы специальные части, помогающие сохранить жесткость и живучесть модели при эксплуатации на период съемок. В конструкции применялись стальные элементы, также использовались части из алюминиевых сплавов. Нередко создатели Лося прибегали к применению подручных средств для создания некоторых отдельных элементов.

SUP5990_220813

Цифровыми эффектами для Лося занималась та же фирма, что и в случае с Чаппи. Но актера как для Чаппи на роль «Лося» не было.
Крис Харви: “Мы произвели олдскульный вариант съёмки: один матчмувер, держал длинный шест с теннисным мячом настройки для линии взгляда. После этого он должен был уйти, но актеры настояли, чтобы он остался для создания эффекта присутствия Лося”.
Для съемок полета робота был применен специальный дрон, поэтому и тут актерам было на что реагировать.

SUP3971_101013 (1)

К концу фильма Чаппи и находящиеся вокруг здания получили значительные повреждения. За взрывные спецэффекты отвечал супервайзер Макс Пулман. Ему удалось создать потрясающие разрушения. Но режиссер посчитал их недостаточно зрелищными и решил добавить еще немного взрывов. Тогда, во время повторной съемки Пулман увеличил количество и мощность разрушений в несколько раз. Результат пиротехнического представления никого не оставил равнодушным. Как говорят его коллеги — Макс большой любитель что-нибудь взорвать.

Графические дисплеи.

Изображение роботов от первого лица здесь также отличается от аналогичного в других фантастических фильмах и напоминает интерфейс камер видеонаблюдения.

Для работы над этим была привлечена компания «The EmbassyVFX».
Вседелалось в 2D, через п.о. Nuke, и при роботе иногда возникали глитчи (искажения интерфейса). Нил решил это использовать: роботы анализируют и обрабатывают окружающую их визуальную информацию и это может вызывать некоторые глюки.
Режиссер хотел передать то, на каких вещах делает акцент Чаппи, поэтому сюжетно-важные элементы выделяются рамками. Так мы можем сразу определить на чем главный герой заострил свое внимание, и что оказало определенное влияние на его развитие. Также было решено добавить на дисплей важные для Чаппи «Ключевые слова», что также помогало передать настроение и эмоциональное состояние робота.

1280x720-dBj

Для Лося, как более продвинутой модели, решили применить улучшенный интерфейс, с более качественным изображением и телеметрией. Цветовую гамму также решили изменить.

mof0114_0015_after

Когда в фильме основная камера Лося была уничтожена, то он переключился на тепловизор. Эти кадры были сняты с использованием тепловизора FLIR, и впоследствии доработаны.

mof0120_0045_after

От себя

Фильм «Робот по имени Чаппи» действительно является одной из лучших фантастических картин последних лет. Нил Бломкамп сумел снять не просто крутой фильм о машинах, он смог заложить душу в фильм, смог создать небывалую реалистичность там, где это невозможно и сумел вновь заставить задуматься о человечности и морали. Он снял далеко не банальный фильм с избитым, казалось-бы сюжетом.