Кирпичная кладка в 3ds Max

Приветствую! В продолжение изучения типа материала VrayMtl решил написать о том, как создаются объемные материалы в 3ds Max. Работать будем по традиции в 3ds Max 2012.
Итак, для создания текстур и материалов имитирующих рельефность поверхности существует несколько техник, однако мы остановим свое внимание на двух самых простых: bump mapping и displacement mapping, и попробуем совместить их при создании материала кирпичной кладки.

  • Bump mapping в 3ds max — это технология имитации реального рельефа объекта. Такой способ называют еще псевдо-рельефом, так как в действительности объект не изменяет своей формы, а мы видим лишь иллюзию рельефной поверхности. Карта bump управляет отражением света от 3d модели, в то время как геометрия объекта не затрагивается.
    В качестве bump map применяется черно-белая текстура рельефа, где черным цветом определяется глубина рельефа, а белым соответственно его высота. Использовать bump целесообразно только для микрорельефа (доски, бетонная поверхность, царапины на краске и металле и т.п.).
  • Displace mapping в 3ds max — технология создания геометрии на основе черно-белой карты. То есть в отличии от Bump Mapping, на финальном рендере мы видим не имитацию созданную игрой отражений света, а реальную геометрию объекта. Такие карты применяют для воссоздания объектов с большими перепадами рельефа, когда создание полигональной модели слишком затратно по времени (горные ландшафты, кирпичная кладка и др.).

Имитация кирпичной кладки в 3ds max посредством карт рельефа.

Прежде чем начать, предлагаю вам скачать текстуру кирпичной кладки и ее черно-белый вариант.


Теперь давайте создадим объект — «chamfer Box» (если создать обычный Box, то на углах будут заметны дефекты при использовании карты Displace), и назначим ему материал «VrayMtl». В качестве карты Diffuse будем использовать обыкновенную цветную текстуру кирпичной кладки.

Рельефные текстуры V-Ray

Для управлением тайлингом (повторениями текстуры) меняйте значения «Tiling» в стеке «Coordinates», но помните, что для всех карт это значение должно быть одинаковым.

Рельефные текстуры V-Ray

Если визуализировать в таком виде, то нам явится непрезентабельный ящик с очень плоскими текстурами.

Рельефные текстуры V-Ray

Сперва попробуем добавить рельефа при помощи карты Bump. Для этого в свитке «Maps» находим слот «Bump» и назначаем ему черно-белый вариант нашей текстуры, интенсивность выставляем равной 80.

Рельефные текстуры V-Ray

На готовом рендере видно, что текстура стала более реалистичной — стал заметен небольшой рельеф, однако, углы модели по-прежнему идеально ровные, что плохо сказывается на реалистичности.

Рельефные текстуры V-Ray
Теперь проверим в деле Displace mapping. Для слота Displace назначим ту-же черно-белую текстуру, а интенсивность понизим до 10. Возле слота Bump пока галочку уберем.

Рельефные текстуры V-Ray

На рендере наша кирпичная кладка стала выглядеть объемно, причем на углах также виден рельеф, но время рендеринга увеличилось.

Рельефные текстуры V-Ray

Без включенного bump, мелкие элементы рельефа стали слегка замыленными, что портит впечатление, поэтому снова поставим галку возле слота с бамп-картой и отрендерим.

Кирпичная кладка в 3ds Max

И вот на финальном рендере мы видим результат совместной работы Bump и Displace карт. Наша модель состоит всего из 24 полигонов, однако на ней видны все детали рельефа.
Как видите, создание рельефных поверхностей в 3ds Max — дело довольно простое, нужно лишь подготовить черно-белый вариант диффузной текстуры, а все остальное лишь дело техники.